Домой

 

В воскресенье, 14 октября 2006 года, группа учащихся лицея 11 вместе с руководителем школьного музея «Моя малая Родина» О.Л. Подборской побывала на станции Крючково Емельяновского района. Это место находится  в 50-ти километрах от Красноярска. Интерес к этой станции у нас возник давно т.к. по нашим сведениям где-то в районе станции в годы войны произошла катастрофа американского самолета, перегоняемого по трассе «Аляска-Сибирь.

     И вот мы подходим к  заветному месту и видим металлический памятник  и оградку, покрашенные в голубой цвет, а вокруг множество не то, что обломков, а больших деталей от самолета. На некоторых из них были надписи на английском языке и номера. То, что мы увидели, превзошло все наши ожидания. Сомнений не было: именно в этом месте произошла страшная катастрофа.

Надпись на памятнике гласит:

 « Годы не властны затмить подвиги защитников Родины.

Командиру эскадрильи капитану Степапову Петру Михайловичу и его товарищам, трагически погибшим при выполнении Правительственного задания 25 мая 1943 года от братьев : Семена, Тимофея, Александра, сестры Аллы, дочерей Флоры, Ноны, Лины».

       Уже хорошо. По фамилии и дате катастрофы можно делать запрос в архив ВВС  г. Подольска.  Наверняка такие данные, по которым  определится и тип самолета и, возможно, другие подробности, нам пришлют. Для подстраховки обратимся в Краевой военкомат, который обещал нам содействие в этом вопросе.

       На следующий день мы выяснили, какой именно самолет потерпел крушение около Крючково ( А-20 Бостон) и имена остальных членов экипажа. Нам удалось найти справку из Центрального архива Министерства Обороны от 28.02.84 г., в которой названы все члены экипажа разбившегося самолета, включая П.М. Степанова. Это капитан Кравец, техник-лейтенант Шайхутдинов, старший сержант  Панов. Как оказалось, наш партнер по проекту В.В. Филиппов в свои школьные годы с одноклассниками был здесь и им   удалось что-что выяснить еще тогда, в восьмидесятые годы.

        Ребята с большим интересом осмотрели все обломки самолета и даже кое-что откопали сами под деревом - несколько мелких осколков, в том числе, фрагмент панели управления самолета с переключателем с надписями на английском языке.

Ехали обратно, как говорится, с чувством глубочайшего удовлетворения от проведенного выходного дня: подышали свежим воздухом и окунулись в тему войны. Оказывается, война-то прошла совсем рядом, хотя Сибирь находилась далеко от линии фронта.

       Теперь нам нужно скачать из Интернета подробную карту этого района, отметить все места, где по нашим предположениям лежат останки самолетов ( а их, возможно, на этом направлении осталось в лесу еще четыре-пять) и вести поиск дальше. Но это будет уже весной-летом следующего года. А пока будем заниматься архивной и исследовательской работой.

ИНТЕРЕСНО!!!

                                           Лето следующего, 2008 года

 

    Мы приехали  на  Крючково в начале июля. К сожалению, несмотря на все усилия наших руководителей, нам никто не дал ни металлоискателя, ни техники, которая помогла бы нам хотя бы осушить воронку, в которой, по нашим предположениям, лежит по крайней мере, полсамолета.

    Но ничего. У нас есть ведра, которые мы насобирали около соседних дач, и лопаты ( их мы привезли с собой). Летом лес совсем не такой, как поздней осенью: нас встретили заросли папоротника в рост человека и разная другая растительность, которой осенью не было. Памятник  капитану Степанову и оградка заросли так, что мы их еле разглядели.  Большие детали самолета  оказались на месте, т.к они очень тяжелые ( никто не сдал на металлолом). Бомбардировщик все-таки разбился. Серьезная боевая машина.

     Притягивала к себе лужа, из которой в прошлом году вытащили две большие детали, скорей всего, части мотора. Мы стали ведрами вычерпывать воду из этой лужи, передавая их по цепочке. В конце концов ведро стало стучать обо что-то металлическое, и Егор Черкашин вытащил небольшую деталь, которую мы сфотографировали. Продолжили вычерпывать воду и копать дальше. В конце концов стало ясно, что лопата упирается во что-то большое, но руками и нашими силами это «что-то» не вытащить из грязной жижи. Нужна спецтехника. А это означает, что опять мы не осуществим свою мечту и не достанем из болота основную часть американского бомбардировщика А-20 В Бостон.

     Да ладно, железо… Здесь же лежат и останки людей-членов экипажа. По словам очевидцев, когда произошел взрыв, летели руки-ноги летчиков. Была найдена и половина туловища летчика, как позже выяснилось, капитана Степанова. Его труп был найден сразу после катастрофы и закопан  где-то поблизости.  В кармане кителя были обнаружены документы и фотография Степанова с семьей. Об этом факте случайно узнали родственники, с которыми мы общались. Они и решили  установить на месте  катастрофы  нехитрый памятник и оградку. А могилы с гробом погибшего там нет. Останки людей вместе с останками самолета разбросаны по лесу в диаметре 300 метров. Родственники передали на некоторые документы и фотографии. Хотелось бы собрать эти человеческие останки и предать их земле, как положено.

      Ну что ж… Есть чем заниматься в следующее лето не нам ( мы уже заканчиваем школу) так нашей смене, тем, кто сейчас учится в 9-м, 10-м классах.

      Пусть им повезет в этой поисковой работе больше, чем нам!

ВОЙНА ПРОШЛА СОВСЕМ РЯДОМ

Катастрофа на станции Крючково  

                             

Донесение № 0551 от 29. 05.43. Фонд 45 ЗАП, опись 462274, дело 2, стр.42

Центральный архив Министерства обороны СССР. Подольск Московской области.

 

Катастрофа произошла юго-западнее ст.Кача на удалении 6 км от ж\д станции и в 1,5 км

Южнее ж\д в лесу.

 

Командир эскадрильи 242 ББАП капитан Степанов Петр Михайлович

Штурман эскадрильи капитан Кравец Василий Андреевич

Стрелок-радист старший сержант Панов Виктор Алексеевич

Техник звена техник-лейтенант Шайхутдинов Гариф Нигмадзянович

 

  

В 12.15 московского времени  27.05.1943 г при лидировании с красноярского аэродрома

группы из 11 самолетов Р-39 «Аэрокобора» во главе с командиром 124 ИАП подполковником Труновым  на высоте 3000 футов группа строем легла на курс, лидируемая самолетом А-20 В капитана Степанова. В 12.50 группа вернулась на аэродром Красноярска Выяснилось, что в районе ст. Кача в 50 км от Красноярска свалился на крыло, перешел в отвесное пикирование и упал в лес.

   27 мая на место катастрофы выехала комиссия 45-го авиаперегоночного авиаполка ( 9 человек) под председательством командира 45-го ЗАП полковника Мамакова. Обнаружено: в лесу остатки разбитого и сгоревшего самолета. Все части самолета, уцелевшие от пожара, имеют следы сильного разрушения. Отдельные части ( цилиндры моторов, переднее колесо и др.) от взрыва бензобаков разлетелись по лесу в радиусе 300 м.

    Причина происшествия: потеря самолетом скорости из-за невнимательности летчика, вследствие чего самолет перевернулся на крыло, перешел в пикирование и врезался в землю.

КРЮЧКОВО

 



На вооружении:. США, Бразилии, Канада, Франция, Великобритания. Нидерланды, ЮАС, Австралия, СССР (ленд-лиз, почти 7 000 экз.)


Справка. После испытаний самолет был представлен па рынок дли продажи за рубежом. Первый заказ получен из Франции. Накануне капитуляции Франции практически все самолеты были реквизированы дли нужд USAAF. В момент нападения Германии на Францию в мае 1940 г. у французов было немногим более 60 этих самолетов, из которых только 12 машин приняли участие в боевых действиях в составе ВВС Франции, а за тем ВВС Виши. Широко применялся на разных ТВД, в том числе, на советско-германском фронте, где к концу 1943 г. этими бомбардировщиками были вооружены практически все минно-торпедпые полки авиации ВМФ СССР.

Модификации, поставленные в СССР

D8-7B — модификация DB-7A; заказ Великобритании; версия бомбардировщика; увеличено хвостовое оперение; вооружение: 4 х7,7-мм пулемета в носу. 2 в задней части кабины и 1 люковый в днище фюзеляжа (300 экз., 62 экз. реквизировано для нужд USAAF из второго закала Франции (DB7B), 453 экз. переданы в RAF, 28 экз. поставлено в СССР; заводы Douglas, Boeing).

А-20В Havoc - - эквивалент DB 7А для ВВС США; имел 2x12.7-мм пулемета в носу фюзеляжа.

 

 

ЛТД модификаций          DB-78                                        А-20В  

Двигатель (мощность):      2 х Wright                                2 х Wright        

R-26O0-A5B                           R-2600-11

(1500л.с.)                                (1600 л.с..)        

Размах, м                             18.69                                      18,69       

Длина, м                              14.40                                         14.63       

ДУГЛАС А-20В «БОСТОН»

Домой

Петр Михайлович Степанов. 1939 год.

Воронка от падения бомбардировщика А-20В

Катастрофа на станции Крючково  

                             

Донесение № 0551 от 29. 05.43. Фонд 45 ЗАП, опись 462274, дело 2, стр.42

Центральный архив Министерства обороны СССР. Подольск Московской области.

 

Катастрофа произошла юго-западнее ст.Кача на удалении 6 км от ж\д станции и в 1,5 км

Южнее ж\д в лесу.

 

Командир эскадрильи 242 ББАП капитан Степанов Петр Михайлович

Штурман эскадрильи капитан Кравец Василий Андреевич

Стрелок-радист старший сержант Панов Виктор Алексеевич

Техник звена техник-лейтенант Шайхутдинов Гариф Нигмадзянович

 

  

В 12.15 московского времени  27.05.1943 г при лидировании с красноярского аэродрома

группы из 11 самолетов Р-39 «Аэрокобора» во главе с командиром 124 ИАП подполковником Труновым  на высоте 3000 футов группа строем легла на курс, лидируемая самолетом А-20 В капитана Степанова. В 12.50 группа вернулась на аэродром Красноярска Выяснилось, что в районе ст. Кача в 50 км от Красноярска свалился на крыло, перешел в отвесное пикирование и упал в лес.

   27 мая на место катастрофы выехала комиссия 45-го авиаперегоночного авиаполка ( 9 человек) под председательством командира 45-го ЗАП полковника Мамакова. Обнаружено: в лесу остатки разбитого и сгоревшего самолета. Все части самолета, уцелевшие от пожара, имеют следы сильного разрушения. Отдельные части ( цилиндры моторов, переднее колесо и др.) от взрыва бензобаков разлетелись по лесу в радиусе 300 м.

    Причина происшествия: потеря самолетом скорости из-за невнимательности летчика, вследствие чего самолет перевернулся на крыло, перешел в пикирование и врезался в землю.

Катастрофа на станции Крючково  

                             

Донесение № 0551 от 29. 05.43. Фонд 45 ЗАП, опись 462274, дело 2, стр.42

Центральный архив Министерства обороны СССР. Подольск Московской области.

 

Катастрофа произошла юго-западнее ст.Кача на удалении 6 км от ж\д станции и в 1,5 км

Южнее ж\д в лесу.

 

Командир эскадрильи 242 ББАП капитан Степанов Петр Михайлович

Штурман эскадрильи капитан Кравец Василий Андреевич

Стрелок-радист старший сержант Панов Виктор Алексеевич

Техник звена техник-лейтенант Шайхутдинов Гариф Нигмадзянович

 

  

В 12.15 московского времени  27.05.1943 г при лидировании с красноярского аэродрома

группы из 11 самолетов Р-39 «Аэрокобора» во главе с командиром 124 ИАП подполковником Труновым  на высоте 3000 футов группа строем легла на курс, лидируемая самолетом А-20 В капитана Степанова. В 12.50 группа вернулась на аэродром Красноярска Выяснилось, что в районе ст. Кача в 50 км от Красноярска свалился на крыло, перешел в отвесное пикирование и упал в лес.

   27 мая на место катастрофы выехала комиссия 45-го авиаперегоночного авиаполка ( 9 человек) под председательством командира 45-го ЗАП полковника Мамакова. Обнаружено: в лесу остатки разбитого и сгоревшего самолета. Все части самолета, уцелевшие от пожара, имеют следы сильного разрушения. Отдельные части ( цилиндры моторов, переднее колесо и др.) от взрыва бензобаков разлетелись по лесу в радиусе 300 м.

    Причина происшествия: потеря самолетом скорости из-за невнимательности летчика, вследствие чего самолет перевернулся на крыло, перешел в пикирование и врезался в землю.

Катастрофа на станции Крючково  

                             

Донесение № 0551 от 29. 05.43. Фонд 45 ЗАП, опись 462274, дело 2, стр.42

Центральный архив Министерства обороны СССР. Подольск Московской области.

 

Катастрофа произошла юго-западнее ст.Кача на удалении 6 км от ж\д станции и в 1,5 км

Южнее ж\д в лесу.

 

Командир эскадрильи 242 ББАП капитан Степанов Петр Михайлович

Штурман эскадрильи капитан Кравец Василий Андреевич

Стрелок-радист старший сержант Панов Виктор Алексеевич

Техник звена техник-лейтенант Шайхутдинов Гариф Нигмадзянович

 

  

В 12.15 московского времени  27.05.1943 г при лидировании с красноярского аэродрома

группы из 11 самолетов Р-39 «Аэрокобора» во главе с командиром 124 ИАП подполковником Труновым  на высоте 3000 футов группа строем легла на курс, лидируемая самолетом А-20 В капитана Степанова. В 12.50 группа вернулась на аэродром Красноярска Выяснилось, что в районе ст. Кача в 50 км от Красноярска свалился на крыло, перешел в отвесное пикирование и упал в лес.

   27 мая на место катастрофы выехала комиссия 45-го авиаперегоночного авиаполка ( 9 человек) под председательством командира 45-го ЗАП полковника Мамакова. Обнаружено: в лесу остатки разбитого и сгоревшего самолета. Все части самолета, уцелевшие от пожара, имеют следы сильного разрушения. Отдельные части ( цилиндры моторов, переднее колесо и др.) от взрыва бензобаков разлетелись по лесу в радиусе 300 м.

    Причина происшествия: потеря самолетом скорости из-за невнимательности летчика, вследствие чего самолет перевернулся на крыло, перешел в пикирование и врезался в землю.