Домой

Трагедия в Красноярске

 

     Из рассказа бывшего командира 4-го перегоночного авиаполка, бывшего председателя секции «АлСиб» Российского комитета ветеранов войны В.П. Перова:

    «Еще я не рассказал вам самую трагическую историю, приключившуюся в самом начале перегонки. Первую партию истребителей «Киттихаук» начала перегонять из Якутска моя эскадрилья в составе 10 человек. Лидировал группу полковник В.В. Фокин, заместитель И.П. Мазурука.

     ... Поднялась наша группа с аэродрома в Киренске при хорошей погоде, но после Усть-Кута она резко ухудшилась. Пошла низка облачность. Лететь приходилось на бреющем полете, временами в густых снегопадах, прижимаясь к самому хвосту лидера. На наше счастье, после Канска погода начала улучшаться, и Красноярск встретил нас хорошей погодой. Мы благополучно уселись и сдали самолеты военной приемке.

       Утром следующего дня мы должны были на «Дугласе» вылететь обратно в Киренск-Якутск. Собрались на аэродроме большой группой. Был чудный, солнечный, прозрачный день. На аэродроме стояло два самолета – один Ли-2, который должен быть везти эскадрильи летчиков-истребителей в Киренск к месту базирования, (5-й перегоночный полк) и второй самолет – новый американский «Дуглас» СИ- 47, предназначенный  везти мою эскадрилью обратно в Якутск.

      Первым, погрузив людей, запустил двигатель самолет ЛИ-2. Поскольку было раннее утро, кроме наших двух, самолетов  на аэродроме больше не было. ЛИ-2 пошел на взлет прямо до стоянки, развернувшись носом на центр поля. Оторвавшись, машина набрала высоту, развернулась на 180 градусов и легла курсом на Восток. Подлетая к нашей стоянке, т.е. к тому месту, с которого он только что начал взлет, самолет накренился вправо. Летчики вывели самолет из правого крена, но он перешел резко в левый крен, опустил нос и с высоты метров 200 вертикально врезался в землю, почти точно в то место, откуда только что ушел на взлет.

     Это было в 30-40 метрах от нашей стоянки. Машина сразу вспыхнула, ведь в ней была полная заправка – 3 100 литров бензина. Полыхала так, что  даже  около нашего самолета было стоять жарко.

      Вот так страшно была омрачена радость первой сдачи самолетов в Красноярск. По непонятным причинам погиб фронтовой летчик Барков и унес с собой почти 30 человек. Заместитель Мазурука Фокин остался расследовать катастрофу, а я со своей эскадрильей тут же вылетел в Якутск на СИ-47.»  Это произошло 17 ноября 1942 года.

        Погибли настоящие боевые летчики, которых отозвали с фронта в  Иваново, где они были обучены летать на американских машинах, но по какому-то злому року все они погибли на аэродроме в Красноярске, не долетев до места назначения. Их было двадцать  человек.  На памятнике около братской могилы на Покровском  кладбище г. Красноярска написано:«Погибшим воинам-летчикам, 1941-1945 гг». Других надписей на памятнике нет. Да это и не удивительно, ведь трасса и все, что с ней связано, было строго засекречено вплоть до 1992 года.

 

«Здесь покоятся летчики авиаперегоночной трассы  АЛЯСКА – СИБИРЬ,

погибшие во время катастрофы 17 ноября 1942 года в аэропорту г.Красноярска.

 

                                         Вечная им память.» 

 

Экипаж:

 

 

Капитан Барков Дмитрий Александрович – командир корабля, 1906 г.

Лейтенант Есин Петр Петрович – второй пилот, 1914 г.

 

Младший техник – лейтенант Дубовицкий Николай Александрович – бортовой авиатехник, 1916 г

Прохватинов Георгий Петрович – воздушный стрелок-радист, 1913 г.

 

                                      5 - й перегоночный авиаполк:

 

Капитан Агапов Петр Ерофеевич – командир эскадрильи, 1912 г.

 Лейтенант Астахов Никита Васильевич – летчик,1915 г.

 Старшина Алексеев Василий Карпович – авиамоторист, 1909 г.

 Капитан Бобриков Иван Васильевич – командир звена, 1909 г.

Младший лейтенант Борисов Михаил Васильевич – летчик, 1920 г.

 Майор Иванов Александр Петрович – командир эскадрильи, 1906 г.

 

Старший техник-лейтенант Ивакин Ермолай Федорович

старший авиатехник.1909г.

Старший техник-лейтенант Константинов Михаил Петрович

старший техник эскадрильи, 1916г.

Старший техник-лейтенант Криницкий Михаил Михайлович

старший техник звена, 1920г.

Старший сержант Кричевский Яков Миронович

авиамоторист, 1918г.

Воентехник 1-го ранга Кучейко Виктор Борисович

старший авиатехник, 1916г.

Младший лейтенант  Люшняк Феодосий Никитович

летчик, 1917г.

Майор Мартынов Алексей Арсентьевич -

заместитель командира    эскадрильи, 1909 г.

 Старший сержант Соколенко Виктор Андреевич

летчик,  1920г.

 Военный инженер 3-го ранга Сибекин Иосиф Никифорович

старший  инженер полка, 1908г.

 Старший техник-лейтенант Туваев Анатолий Дмитриевич

старший авиатехник, 1915г.

Текст для памятника на Троицком кладбище.

 

 

                                     3 марта 1943 года  А-20 В № 13323

           ( донесение  зам.ком. 45 ЗАП по п\ч нач. ПУ ВВС СибВО № 0280 от 8.03.1943)

 

          В районе 10 км  юго-западнее станции Снежница.

 

Пилот 507 ББАП сержант Сметухин,

Штурман сержант Печорин,

Стрелок-радист старший сержант Чесных (Частных).

При выполнении полета на воздушную стрельбу при переучивании в 45 ЗАП на А-20 в зоне  с высоты 1500 м самолет свалился в штопор, не выходя из него ударился в землю под углом 80-85 гр. Самолет разбит, экипаж погиб и похоронен на месте катастрофы.

 

                                      28 марта 1943 года   А-20 В

                                  ( донесение № 0303 от 31.03.1943)

 

   У д. Старцево в 15 км севернее аэродрома Красноярск.

 

Пилот 260 ББАП младший лейтенант Разумный,

Штурман старший сержант Осокин,

Стрелок-радист старшина Евтенко,

Стрелок-радист младший сержант Васильев.

При выходе из правого виража самолет потерял скорость и сорвался в штопор, врезался в землю по углом 50-60 гр. Самолет сгорел, экипаж погиб.

 

 

                                         3 нюня 1943 г. А-20 О

                                      (донесение 0597 от 4.06 Л 943)

         В 10 км юго-западнее станции Бугач.

 

Летчик-инструктор 2-й АЭ 45 ЗАП лейтенант Гизатулин Казим Сингатурович,191б г.р. с.Еладино Верхнекамнеровского района Башкирской ЛССР. Окончил Чкаловскую ВАШП.

При возвращении из полета в зону при вынужденной посадке из-за отказа одного мотора самолет приземлился на пахотную площадку длиной 600 м на колеса с работающим правым мотором. Пробежал 300 м, попал в овраг и, врезавшись в берег оврага, загорелся. Летчик погиб ( в самолете был один пилот).

  После взлета последним при догоне звена в момент третьего разворота в районе ЖД моста на расстоянии 700-800 м от берега самолет с пикирования врезался в воду и утонул. Самолет с экипажем находится на глубине 5 метров, экипаж погиб. Ведутся работы по поднятию самолета и экипажа.

Неподалеку от Красноярска по трассе «Киренск-Красноярск» в районе не существующей ныне деревни «Глубокий ключ» 29 марта 1944 года из группы перегоняемых самолетов потерпели катастрофу сразу два истребителя Р-39 «Аэрокобра». Один из них вел лейтенант Георгий Иосифович Самарцев, 1915 года рождения, место рождения г. Ленинград, командир звена 5-го перегоночного авиаполка.

      При обследовании места  происшествия были обнаружены останки и партийный билет старшего лейтенанта Самарцева. Останки погибшего комиссией похоронены на месте.

 

     Другой  разбившийся самолет вел старший лейтенант Василий Семенович Мошкей, 1916 года рождения, место рождения г. Витебск, летчик-истребитель 5-го перегоночного авиаполка, долгое время считавшийся пропавшим без вести. Этот самолет с бортовым номером 74 был обнаружен в тайге, близ деревни Усть-Кан  только через 40 лет. Благодаря совместным усилиям поисковиков и журналистов были найдены родственники погибшего летчика и  с их согласия останки В. С. Мошкея с воинскими почестями были захоронены на кладбище г. Железногорска.

        На могиле вместе с обелиском установлена отшлифованная до серебристого блеска надломленная  лопасть винта с разбитого истребителя. Вознесся к небу еще один памятник мужеству и героизму авиаторов-перегонщиков, живым и павшим, а также тем, кто до сих пор считается  пропавшим без вести.

 

     При подготовке текста использован материал из книги «Небо без границ»,  Красноярск, 1995 г.  Редактор Н.Ф. Шкарев.

КАТАСТРОФЫ НА ТРАССЕ «АЛСИБ»

Домой

Василий Семенович Мошкей (крайний слева) с родственниками. 1940 год. Фото из семейного архива.