Домой |
Трагедия в Красноярске
Из рассказа бывшего командира 4-го перегоночного авиаполка, бывшего председателя секции «АлСиб» Российского комитета ветеранов войны В.П. Перова: «Еще я не рассказал вам самую трагическую историю, приключившуюся в самом начале перегонки. Первую партию истребителей «Киттихаук» начала перегонять из Якутска моя эскадрилья в составе 10 человек. Лидировал группу полковник В.В. Фокин, заместитель И.П. Мазурука. ... Поднялась наша группа с аэродрома в Киренске при хорошей погоде, но после Усть-Кута она резко ухудшилась. Пошла низка облачность. Лететь приходилось на бреющем полете, временами в густых снегопадах, прижимаясь к самому хвосту лидера. На наше счастье, после Канска погода начала улучшаться, и Красноярск встретил нас хорошей погодой. Мы благополучно уселись и сдали самолеты военной приемке. Утром следующего дня мы должны были на «Дугласе» вылететь обратно в Киренск-Якутск. Собрались на аэродроме большой группой. Был чудный, солнечный, прозрачный день. На аэродроме стояло два самолета – один Ли-2, который должен быть везти эскадрильи летчиков-истребителей в Киренск к месту базирования, (5-й перегоночный полк) и второй самолет – новый американский «Дуглас» СИ- 47, предназначенный везти мою эскадрилью обратно в Якутск. Первым, погрузив людей, запустил двигатель самолет ЛИ-2. Поскольку было раннее утро, кроме наших двух, самолетов на аэродроме больше не было. ЛИ-2 пошел на взлет прямо до стоянки, развернувшись носом на центр поля. Оторвавшись, машина набрала высоту, развернулась на 180 градусов и легла курсом на Восток. Подлетая к нашей стоянке, т.е. к тому месту, с которого он только что начал взлет, самолет накренился вправо. Летчики вывели самолет из правого крена, но он перешел резко в левый крен, опустил нос и с высоты метров 200 вертикально врезался в землю, почти точно в то место, откуда только что ушел на взлет. Это было в 30-40 метрах от нашей стоянки. Машина сразу вспыхнула, ведь в ней была полная заправка – 3 100 литров бензина. Полыхала так, что даже около нашего самолета было стоять жарко. Вот так страшно была омрачена радость первой сдачи самолетов в Красноярск. По непонятным причинам погиб фронтовой летчик Барков и унес с собой почти 30 человек. Заместитель Мазурука Фокин остался расследовать катастрофу, а я со своей эскадрильей тут же вылетел в Якутск на СИ-47.» Это произошло 17 ноября 1942 года. Погибли настоящие боевые летчики, которых отозвали с фронта в Иваново, где они были обучены летать на американских машинах, но по какому-то злому року все они погибли на аэродроме в Красноярске, не долетев до места назначения. Их было двадцать человек. На памятнике около братской могилы на Покровском кладбище г. Красноярска написано:«Погибшим воинам-летчикам, 1941-1945 гг». Других надписей на памятнике нет. Да это и не удивительно, ведь трасса и все, что с ней связано, было строго засекречено вплоть до 1992 года. |
«Здесь покоятся летчики авиаперегоночной трассы АЛЯСКА – СИБИРЬ, погибшие во время катастрофы 17 ноября 1942 года в аэропорту г.Красноярска.
Вечная им память.»
Экипаж:
Капитан Барков Дмитрий Александрович – командир корабля, 1906 г. Лейтенант Есин Петр Петрович – второй пилот, 1914 г.
Младший техник – лейтенант Дубовицкий Николай Александрович – бортовой авиатехник, 1916 г Прохватинов Георгий Петрович – воздушный стрелок-радист, 1913 г.
5 - й перегоночный авиаполк:
Капитан Агапов Петр Ерофеевич – командир эскадрильи, 1912 г. Лейтенант Астахов Никита Васильевич – летчик,1915 г. Старшина Алексеев Василий Карпович – авиамоторист, 1909 г. Капитан Бобриков Иван Васильевич – командир звена, 1909 г. Младший лейтенант Борисов Михаил Васильевич – летчик, 1920 г. Майор Иванов Александр Петрович – командир эскадрильи, 1906 г.
Старший техник-лейтенант Ивакин Ермолай Федорович – старший авиатехник.1909г. Старший техник-лейтенант Константинов Михаил Петрович – старший техник эскадрильи, 1916г. Старший техник-лейтенант Криницкий Михаил Михайлович – старший техник звена, 1920г. Старший сержант Кричевский Яков Миронович – авиамоторист, 1918г. Воентехник 1-го ранга Кучейко Виктор Борисович – старший авиатехник, 1916г. Младший лейтенант Люшняк Феодосий Никитович – летчик, 1917г. Майор Мартынов Алексей Арсентьевич - заместитель командира эскадрильи, 1909 г. Старший сержант Соколенко Виктор Андреевич – летчик, 1920г. Военный инженер 3-го ранга Сибекин Иосиф Никифорович – старший инженер полка, 1908г. Старший техник-лейтенант Туваев Анатолий Дмитриевич – старший авиатехник, 1915г. |
Текст для памятника на Троицком кладбище. |
3 марта 1943 года А-20 В № 13323 ( донесение зам.ком. 45 ЗАП по п\ч нач. ПУ ВВС СибВО № 0280 от 8.03.1943)
В районе 10 км юго-западнее станции Снежница.
Пилот 507 ББАП сержант Сметухин, Штурман сержант Печорин, Стрелок-радист старший сержант Чесных (Частных). При выполнении полета на воздушную стрельбу при переучивании в 45 ЗАП на А-20 в зоне с высоты 1500 м самолет свалился в штопор, не выходя из него ударился в землю под углом 80-85 гр. Самолет разбит, экипаж погиб и похоронен на месте катастрофы.
28 марта 1943 года А-20 В ( донесение № 0303 от 31.03.1943)
У д. Старцево в 15 км севернее аэродрома Красноярск.
Пилот 260 ББАП младший лейтенант Разумный, Штурман старший сержант Осокин, Стрелок-радист старшина Евтенко, Стрелок-радист младший сержант Васильев. При выходе из правого виража самолет потерял скорость и сорвался в штопор, врезался в землю по углом 50-60 гр. Самолет сгорел, экипаж погиб.
3 нюня 1943 г. А-20 О (донесение № 0597 от 4.06 Л 943) В 10 км юго-западнее станции Бугач.
Летчик-инструктор 2-й АЭ 45 ЗАП лейтенант Гизатулин Казим Сингатурович,191б г.р. с.Еладино Верхнекамнеровского района Башкирской ЛССР. Окончил Чкаловскую ВАШП. При возвращении из полета в зону при вынужденной посадке из-за отказа одного мотора самолет приземлился на пахотную площадку длиной 600 м на колеса с работающим правым мотором. Пробежал 300 м, попал в овраг и, врезавшись в берег оврага, загорелся. Летчик погиб ( в самолете был один пилот). После взлета последним при догоне звена в момент третьего разворота в районе ЖД моста на расстоянии 700-800 м от берега самолет с пикирования врезался в воду и утонул. Самолет с экипажем находится на глубине 5 метров, экипаж погиб. Ведутся работы по поднятию самолета и экипажа. |
Неподалеку от Красноярска по трассе «Киренск-Красноярск» в районе не существующей ныне деревни «Глубокий ключ» 29 марта 1944 года из группы перегоняемых самолетов потерпели катастрофу сразу два истребителя Р-39 «Аэрокобра». Один из них вел лейтенант Георгий Иосифович Самарцев, 1915 года рождения, место рождения г. Ленинград, командир звена 5-го перегоночного авиаполка. При обследовании места происшествия были обнаружены останки и партийный билет старшего лейтенанта Самарцева. Останки погибшего комиссией похоронены на месте.
Другой разбившийся самолет вел старший лейтенант Василий Семенович Мошкей, 1916 года рождения, место рождения г. Витебск, летчик-истребитель 5-го перегоночного авиаполка, долгое время считавшийся пропавшим без вести. Этот самолет с бортовым номером 74 был обнаружен в тайге, близ деревни Усть-Кан только через 40 лет. Благодаря совместным усилиям поисковиков и журналистов были найдены родственники погибшего летчика и с их согласия останки В. С. Мошкея с воинскими почестями были захоронены на кладбище г. Железногорска. На могиле вместе с обелиском установлена отшлифованная до серебристого блеска надломленная лопасть винта с разбитого истребителя. Вознесся к небу еще один памятник мужеству и героизму авиаторов-перегонщиков, живым и павшим, а также тем, кто до сих пор считается пропавшим без вести.
При подготовке текста использован материал из книги «Небо без границ», Красноярск, 1995 г. Редактор Н.Ф. Шкарев. |
КАТАСТРОФЫ НА ТРАССЕ «АЛСИБ» |
Домой |
Василий Семенович Мошкей (крайний слева) с родственниками. 1940 год. Фото из семейного архива. |