Домой

   Памяти нашего папы Киндякова Владимира Иннокентьевича

 

 

 

      На одном из праздников в нашей семье, когда уже разошлись гости, моя младшая сестра спросила нашего папу : «А почему твои друзья называют тебя не по имени Володя, а «Славный»?

     И мы услышали рассказ, который нас удивил:

«Это было зимой 1943 года. Мы жили в поселке  « Августа» и часто слышали гул самолетов. Взрослые шепотом говорили, что самолеты прилетают с Востока, а затем улетают на фронт. Мне исполнилось 14 лет, и я пошел работать в мастерские  авиационной школы. Работал учеником моториста. Однажды мы не выходили из  мастерских несколько дней, ремонтировали «Дуглас», американский самолет. Спали и ели здесь же. Когда с опухшими ногами и оглохший от гула двигателей, я прилег на ящик, стоящий неподалеку, меня заметил военный, который стремительно шел к самолету. Росточка я был небольшого, недокормленный, в промасленной фуфайке не по размеру, и в валенках. Он остановился, подошел ко мне, а я и встать-то не мог: силенок не было.

Снял он шапку с меня, увидел, что ребенок перед ним.

      Домой меня довезли на лошади, мама плакала, когда меня занесли в дом.

Да еще и паек дали, что для летчиков предназначался. Отлежался я дома, а, как пришел в цех свой, старый моторист дает мне сверток и говорит: «На, Вовка, это тебе тот летчик  передал. Отдай, говорит, этому славному мальчишке». Сверток я развернул, а там … шоколад!

     Прошло какое-то время. Ремонтировали и «Бостоны» и «Аэрокобры». И вот однажды  подходит ко мне тот самый летчик: «Здорово, Славный»,- это он ко мне обратился. И  снова угощает шоколадом. С тех пор меня и стали называть, кто Володя, а кто «Славный».

     А другой летчик со звездой героя Советского Союза, может, кто и не поверит сейчас, так тот посадил меня и друга моего из нашего цеха Гошу, такого же пацана, как и я, в самолет и над нашим поселком пролетел с нами. Я как внизу увидел, что мама моя с коромыслом идет за водой, стал кричать: «Ма-ма!» А он мне в ответ: «Сейчас мы ей крылом помашем!»

    Папа говорил, что самолеты прилетали к нам в Красноярск с Аляски. А мы, будучи уже взрослыми, не верили ему  и даже насмехались над его «выдумками». Мы были убеждены, что этого не могло быть: ведь все было под строжайшим секретом, любая информация о трассе.  А он утверждал, и очень горячился при этом, что все правда и ни одно слово не выдумано. Папа с восторгом и завистью смотрел в небо на самолеты, видимо, тоскуя о своей несбывшейся мечте-стать летчиком.

     Долгие годы после войны он работал на  судоремонтном ( авиаремонтном) заводе им. Побежимова. В кругу близких друзей его так и называли – «Славный».

Он умер в 2000 году.

Прости нас, папа. Теперь мы знаем, что ты всегда говорил правду.

Наш лицейский сайт пользуется спросом у трудящихся. На форум сайта пришли два письма, касающихся нашей темы.
Первое: "В семейном архиве хранится фоторграфия летчика, на обратной стороне которой написано маминой рукой: "Саша Азаров погиб на моих глазах-упал самолет". Нет ли его в списках тех летчиков, которые погибли в аэропорту Красноярска Кр-ска в ноябре 42 года?" Ответ: «Нет. К сожалению, нет».

Второе: "Мой дядя -Дорофеев Анатолий Степанович, перегонял "Кобры" из Красноярска к линии фронта. Погиб 11 февраля 1944 года под Казанью во время оного из перегонов. Их этого полета вернулись двое из 14 летчиков. Еще один был тяжело ранен. Есть ли у вас какие-нибудь сведения о моем дяде? Я даже не знаю, в каком полку он служил. В этот роковой полет он попал случайно, заменив заболевшего летчика, хотя был из другого полка. Был самым молодым в эскадрилье. Сохранились его фотографии с боевыми друзьями. И отдельные фотографии летчиков. Может, кто-то узнал бы на них своих родных или даже себя. Жду любых сообщений о дяде, а также о маме-Дорофеевой Александре Степановне. Она была радисткой в Киренске, а после войны в Семчане и Уэлькале. Оба они родились в с. Тангуй Иркутской области.
С уважением, Елена Станиславовна.

 

Привет из города Заозерного!

Уважаемые лицеисты здравствуйте!

Простите меня. Пишу наобум, так как не знаю вашего адреса. Надеюсь,. что моя весточка найдет вас. Спасибо вам за ваш труд по розыску летчиков, которые погибши на "перегонках".

Хочу сообщить вам, что я 30 лет назад занимался розыском членов экипажей самолетов, которые погибли 23 мая 1943 года в районе дерев­ни Петропавловка Первая Ирбейекого района. Собрал много материалов для написания очерка "Шестеро из легенды", который увидел свет в районной газете "Ирбейская правда".

В статье Ольги Подборской "Дом Мазурука" опубликованной в газете "Красноярский рабочий" читаю: «…а летом планируется поисковая экспедиция на восток Красноярского края, где в тайге лежат два самолета, потерпевшие ка­тастрофу в 1943 году."

-Уж не о тех ли самолетах идет речь, которые я разыскивал 30 лет назад?

Если да, то я могу Вам помочь   материалами, которые хранятся в мо­их домашних архивах.

Для сведения: в Рыбинском районе в районе деревни Лебедевка в годы войны, погиб тоже один самолет. На месте катастрофы ныне стоит, скромный обелиск.

Жду ответа.                                                     

С глубоким уважением, В. С. Амосов.

 663960, г.Заозерный, ул.Слюдяная,9,кв.2, д.т.2-03-96 12.05.05 г.

 

В самом деле, через некоторое время Владимир Степанович прислал нам фотографии летчиков, погибших в районе деревни Петропавловка с их биографическими данными. За что мы ему очень признательны.

 

 

 

 

 

Домой

4. Летный состав 2-й эскадрильи Б.В.А.Ш.Л.

Фото 1-4 переданы в музей Е. С. Шудровой

Для нас, как и для всех исследователей, очень важна обратная связь, т.е. отклики простых жителей – старожилов нашего края, которые по воле судьбы в разные годы стали свидетелями исторических событий. Благодаря многим публикациям в различных СМИ и нашим выступлениям в открытом эфире краевого радио, в адрес школьного музея поступило немало писем и других обращений с сообщениями подробностей  о различных катастрофах на территории Красноярского края, были присланы фотографии погибших летчиков. Так, например, мы получили данные о семье Степановых, которая жила  в Сухобузимском районе Красноярского края. В семье было четверо сыновей и все они были участниками ВОВ. Один из них – Николай Михайлович, погиб в катастрофе американского бомбардировщика в мае 1943 года близ станции Крючково. Это выяснилось в связи с тем, что в кармане его гимнастерки, уже после гибели, были обнаружены документы и фото семьи. Без этих ценных сведений от семьи Степановых мы бы не смогли располагать такими данными.

       Подобных примеров можно привести немало. Многих людей, наших земляков, интересует запрещенная ранее тема авиаперегоночной трассы «Аляска-Сибирь» и они хотят принимать участие в ее развитии. Спасибо им за это большое!

4. Летный состав 2-й эскадрильи Б.В.А.Ш.Л.

                                                    Открытие  монумента

 

          27 августа 2006 г. в Фербенксе, штат Аляска, состоялось торжественное открытие памятника авиаторам Ленд-Лиза.С 1942 по 1945 годы Фербенкс являлся местом передачи 7926 самолетов, изготовленных на заводах США, Советскому Союзу. Американские летчики перегоняли самолеты с заводов на базу в Грейт Фолс, штат Монтана, и далее до Фернбенкса, штат Аляска. В Фербенксе советские представители принимали доставленные самолеты и перегоняли их по советской части маршрута до Красноярска.


        В
2001 году было принято решение возвести монумент в Фербенксе в знак памяти  дружбы и сотрудничества союзников. Исследовательский центр Аляска-Сибирь, расположенный в Джуно, штат Аляска (председатель Александр Долицкий, директор Билл Радди) координировали проект. Известный скульптор Ричард Уоллен разработал и создал этот великолепный памятник. Проект финансировался Законодательным Собранием штата Аляска и Конгрессом США.

Официальная церемония открытия была назначена на 27 августа, однако торжества начались на два дня раньше приемом в честь прибывших гостей. На следующий день состоялся официальный прием и церемония награждения. Помещение галереи в центре города заполнилось гостями из России, Канады, Великобритании, Франции и Соединенных Штатов.

 

Ярким воскресным полуднем 27 августа вновь созданный парк возле монумента заполнился ветеранами Второй Мировой войны, приглашенными гостями и публикой. Люди разговаривали друг с другом, знакомились, фотографировали. Все были в приподнятом настроении от значимости событий дня. После прибытия министра обороны США Дональда Рамсфельда и министра обороны Российской Федерации Сергея Иванова началась официальная церемония открытия.
       Почетный караул держал флаги Аляски, Канады, Франции, Великобритании, России и США, военный оркестр играл государственные гимны. Флаги Аляски, России и США были подняты на флагштоках позади монумента.Под аплодисменты собравшихся высокие гости перерезали ленточку, и монумент был официально открыт.Участники и ветераны были тронуты происходящим событием и поздравляли друг друга и скульптора Ричарда Уоллена с его выдающимся успехом.

Монумент будет постоянным напоминанием о том, чего могут достичь сплоченные союзники для победы над общим врагом.

          Очень многие люди надеются, что подобные монументы будут воздвигнуты в других точках маршрута, особенно в России.

        Вот и нам, участникам проекта «Поднять самолеты, вернуть имена» хотелось бы, чтобы подобный монумент был установлен в Красноярске – конечном пункте секретной авиаперегоночной трассы «Аляска-Сибирь», логически завершая этот сверхтрудный маршрут в пространстве и времени.

ЧТО ДАЛЬШЕ?

Проектная группа: Егор Черкашин, Фаиль Губайдулин, Надежда Фролова, Александр Соколов, Александр Придворный.

Дизайнер проекта: Илья Назаренко ( 11 класс).

Руководитель проекта — директор школьного музея «Моя малая Родина» Лицея № 11: Ольга Леонидовна Подборская

E-mail: agnez@yandex.ru

Дата выпуска: октябрь 2008 года.