Домой

 

 

БЕЗ ГРИФА “СЕКРЕТНО”. «Сегодняшняя газета», 25 апреля 2007 г.

 

Лётчиков хоронят в братских могилах

 

“Немцы!” – с ужасом закричал кто-то из деревенских жителей.

Бомбардировщик со страшным ревом приближался к домам. Все, кто работал на огородах, увидев в небе это чудовище, стали прощаться друг с другом, обнимать детей, пытаясь закрыть их от бомбы. Взрыв раздался уже за селом… Несколько дней самолет горел и взрывался. Когда жители Петропавловки смогли подойти к пепелищу, то увидели лишь обломки, где-то – кусок руки, где-то – кусок ноги, где-то – фрагмент кожаной лётчицкой куртки – немногое, что осталось от членов экипажа. Эта катастрофа произошла 30 мая 1943 далеко от фронта – в Ирбейском районе Красноярского края.

 

Ведёрко от бензобака

 

Мы стоим с Ольгой Леонидовной Подборской в школьном музее красноярского лицея № 11“Моя малая Родина”. Разглядываем экспонат: подаренное жителями Петропавловки алюминиевое ведерко с ушками, как у кастрюльки. Оно от бензобака того самого самолета, который был не вражеский, а наш – советский. Много сделали тогда из его обломков в Петропавловке алюминиевых кружек, вилок, мисок. После катастрофы в село приезжала комиссия. Все, что осталось от летчиков, захоронили прямо там, в поле. Потом уже перенесли их прах в центр села и установили памятник, но долго эта катастрофа была окутана тайной. Только в 1992 году с документов о воздушной трассе “Аляска – Сибирь” был снят гриф секретности.

 

–Этот самолет, Ил-4, попал в грозовой  фронт, – рассказывает Ольга Леонидовна, – летчики могли бы спастись, выпрыгнув с парашютом, но тогда бомбардировщик упал бы на село, и члены экипажа пошли на смерть, дотянули его до околицы и погибли, как герои песни “Огромное небо”…

 

  За четыре года существования музея Ольга Подборская  с коллегами не раз выезжала с ребятами-старшеклассниками на места авиакатастроф, которых за годы существования трассы Красноярск – Уэлькаль было немало. Как это ни горько, но уникальная авиатрасса, просуществовавшая с 1942-го по 1945-й, на земле обозначена остовами погибших воздушных кораблей. Почти все они были американского производства и переданы нашим летчикам по ленд-лизу в Фербенксе ( штат Аляска).

 

–Причины гибели разные, – говорит Подборская, – плохая связь, отсутствие навигационных приборов, низкие туманы (ориентироваться пилотам приходилось по рекам), лесные пожары, Самолеты США никак не были приспособлены для нашего переменчивого климата и сибирских холодов, иногда лопались и выходили из строя шины колес, радиаторы… Война заставила проложить эту трассу протяженностью в 6000 километров в краткие сроки, не было запасных аэродромов, из-за недостатка специалистов приходилось летать неукомплектованными экипажами, горючего было в обрез, как и времени на освоение чужого самолета. Не случайно сами пилоты называли “алсибовцев” смертниками…

 

В школьном музее создан стенд, посвященный истории легендарных перелетов. Более 8000 американских самолетов перегнали наши летчики на фронт! Но перегнать борта с Аляски без потерь не удалось. Более 100 самолетов погибли во время перегонки.

Останки нескольких самолетов находятся совсем недалеко от Красноярска, но поисковики просят не называть этого места. Боятся, что тут же ринутся туда охотники за цветным металлом, растащат и пустят на продажу. А это – драгоценные музейные экспонаты, которым место не под открытым небом. До сих пор не все имена летчиков, нашедших последнее пристанище на красноярской земле, известны. Поэтому проект школьного музея, поддержанный “РусАлом”, так и называется: “Поднять самолеты, вернуть имена”.

 

Взлётка многое помнит

 

В городе Фербенксе, откуда уходили самолеты в свой долгий путь до фронта, стоит памятник летчикам, советскому и американскому, они смотрят в сторону Берингова пролива. В Красноярске, который был конечным пунктом авиатрассы, где жили пилоты-перегонщиики, а некоторые остались здесь и после войны, подобного памятника нет.

 

–Место долго искать не надо, памятник должен стоять на Взлетке – на бывшем летном поле, там, где садились эти самолеты, там, откуда бомбардировщики отправлялись на фронт, – говорит Ольга Леонидовна.

 

Взлетка многое помнит. Помнит и страшную трагедию 17 ноября 1942-го, когда прямо на аэродроме погиб военный самолет, унеся жизни 30 человек. Летчиков похоронили в братской могиле на Троицком кладбище. Позже им установили памятник, но до последнего времени не было на нем ни одного имени, пока поисковики не разыскали когда-то засекреченные имена и не увековечили их на братской могиле. Но почему именно лицей № 11 ведет эту работу, ничего “авиационного” вроде бы нет на правом берегу Енисея.

 

–А вот и ошибаетесь! – сказал Ольга Леонидовна Подборская – Я выросла в этом микрорайоне, окончила сороковую школу, которая была здесь до преобразования в лицей, здесь – моя малая Родина. Еще с детства я задавалась вопросом, почему красивое жилое здание рядом со школой называют Авиадомом? Но никто мне на этот вопрос так и не ответил. И, когда благодаря энтузиазму директора школы Галины Григорьевны Толстоноговой мы взялись за создание музея, удалось выяснить: именно в этом доме и жили авиаторы, сначала те, кто служил в полярной авиации, потом – те, кто перегонял самолеты по трассе Уэлькаль-Красноярск.

 

Это здание еще называли домом Мазурука. Герой Советского Союза, легендарный полярный летчик Илья Павлович Мазурук был первым командиром 1-й перегоночной дивизии и начальником Красноярской воздушной трассы ВВС. Об этом асе бытовала даже поговорка: “Не будь дураком- летай с Мазурурком”. Но все эти данные были засекречены. Теперь на мучивший меня когда-то вопрос отвечает мемориальная таблица, которую мы установили на Авиадоме весной 2005 года. Потом мы стали искать самих летчиков, их родных. А теперь вот –останки самолетов и тех, кто погиб, выполняя задание…

 

 

Экипаж на базу не прибыл

 

Минувшим летом поисковики лицея отправились в Ирбейский район вместе с поисковиками-иркутянами  и партнером по проекту – бывшим авиатором, подполковником запаса Вячеславом Викторовичем Филипповым. В поселке Петропавловка к ним присоединились ребята из местной школы во главе с директором заслуженным учителем России Виктором Яковлевичем Оберманом. Они-то и повели красноярцев совсем на другой конец села и вывели к болотцу, поросшему травой. Из него выглядывало, устремившись небо… крыло самолета. Оказалось, что в тот роковой день 30 мая 1943-го грозовой вихрь оторвал от летевшей на фронт эскадрильи два бомбардировщика. Второй экипаж, точно так же, как и первый, спас петропавловцев от гибели, и не успел воспользоваться парашютами. Бомбардировщик вонзился прямо в болото практически одновременно с другим, что взорвался. Кажется, что сама земля выносит его на поверхность земли. Несколько раз были предприняты попытки вытащить самолет силами района, но сделать это ирбейцы так и не смогли.

 

…Где-то там, в этой топи, спит вечным сном боевой экипаж. Прошли годы, крыло, устремленное в небо, стало памятником погибшим. Но в голодную эпоху перестройки охотники за алюминием совсем обгрызли его. Остались от него одни очертания.

 

–У нас у всех одна заветная мечта: все-таки поднять этот борт наверх и похоронить членов экипажа в братской могиле, тут же в Петропавловке, – говорит бывший авиаинженер Вячеслав Филиппов.

 

Благодаря переписке с пререгонщиками ребята нашли песню “смертников”, где есть такие слова: “За снегами белыми страшный бой идет. Дотяни, прошу тебя, друг мой, самолет!” Тянули эти самолеты молодые парни, которые как говорили на недавно прошедшей в Красноярске конференции, посвященной трассе “Красноряск- Уэлькаль, работали не только на фронт, но и на будущее освоение Сибири и Дальнего Востока .

 

–Когда мы стали рассматривать фотографии летчиков, погибших под Петропавловкой, – рассказывает Ольга Подборская, – одна наша девочка подошла, взглянула на снимок Константина Соболева и сказала: “Да, Голливуд отдыхает…” Мужественные и красивые это были люди. Так неужели мы оставим их в болотах, в таежных дебрях без погребения и воинского салюта?

 

***

Недавно пришло письмо из Белоруссии. На братскую могилу летчиков собираются приехать в Красноярск родственники заместителя командира эскадрильи-5 Алексея Арсентьевича Мартынова. Почти 66 лет прошло со времени его гибели, а боль не утихла.

 

Домой

Овал: Скругленная прямоугольная выноска: Зам. командира эскадрилий ПАП 5
майор Александр Арсентьевич Мартынов

 

Наш многолетний проект  называется «Поднять самолеты, вернуть имена». И нам очень хотелось бы разузнать и сделать как можно больше в этом направлении. Считаем очень важным для себя то, что благодаря нашим усилиям из небытия возникают имена боевых летчиков, которые, будучи очень молодыми, погибли во имя Великой Победы. Без их усилий по перегону боевой техники из США на фронте было бы очень трудно. Они себя не щадили ради всех нас. И у нас нет права забывать об этих героических людях.

Поселок Ирбей. Около памятника погибшим в годы ВОВ.

Крест в память репрессированных на территории Ирбейского района

Истребитель Аэрокобра американского производства

Когда-то это было крыло самолета

Ветеран АЛСИБа М. Н. Костюков