Домой

      Центральный ордена Красной звезды Архив Министерства обороны

                                 от 25 октября 1995 года, № 4 25234

 

 

                                                                        Ирбейскому Райвоенкому

                                                                        Красноярского края

                                                                         От 09.03.952

 

 

         Сообщаем, что в книге учета потерь офицерского и рядового состава 73-й вспомогательной  авиационной дивизии Дальнего действия за 1943-1950 г записаны следующие фамилии летчиков, погибших 30.5.43 г. При катастрофе самолета и похороненных в деревне Петропавловка Ирбейского района Красноярского края:

 

1. Вакулин Валентин Петрович, штурман полка, ст. лейтенант;

2. Ерохин Михаил  Георгиевич, бортмеханик, 10-й вспомогательный авиаполк;

3. Коновалов Павел Михайлович, ст. лейтенант, командир авиаэскадрильи;

4. Кизенков Валентин Михайлович, без звания, стрелок-радист;

5. Рева Григорий Петрович, без звания, стрелок-радистотд. Авиаэскадрильи;

6. Соболев Константин Диевич, лейтенант, командир звена 104 вспом. Авиаполка;

Чиграй Григорий Андреевич, без звания, бортмеханик 104 вспом. Полка.

 

Основание: ф.20136, Опись 2, док.8, стр. 2, 6, 11, 19, 26.

 

В акте летного происшествия, расследуемого комиссией СИБВО от 1 июня 1943 года о катастрофе самолета ИЛ-4 № 515390, пилотируемого  капитаном Коноваловым, и самолета  №51510, пилотируемый лейтенантом Соболевым.

 

                                  Обстоятельства происшествия:

 

«. Личным обследованием на месте катастрофы 30 мая 1943 года в 12.00 московского времени вылетела группа самолетов ИЛ- 4 в количестве 6 штук с завода № 6 г.Иркутска под командованием к-ра авиаэскадрильи 104-го перегоночного полка капитана Коновалова. Из состава группы два самолета  - 1-й самолет: летчик капитан Коновалов П.М., штурман ст. лейтенант Вакулин В.П., инженер авиаэскадрильи Чиграй Г.А., радист Рева Г.П.;

2-й самолет. В составе экипажа летчик лейтенант Соболев К.Д., бортмеханик Ерохин М.Г., радист Кизенков В.М.  потерпели катастрофу.

Погода по маршруту Иркутск-Канск соответствовала минимуму погоды для перелетов без указаний о наличии по трасе грозовых явлений. Полет до Канска проходил нормально. В районе Канска эскадрилья встретила мощные грозовые облака и командир эскадрильи Коновалов изменил курс с 270 на 240 с целью обхода грозы. Около д. Петропавловка эскадрилья встретила грозу с  сильными разрядами. Самолеты Коновалова и Соболева вошли в грозу в разных направлениях. Самолет Соболева резко изменил курс на 170-180 и отлетев от деревни на 1,5-2 км на высоте 800-900 м мгновенно загорелся и после взрыва бензобака с пикированием в 90 упал на землю с работающими моторами. Самолет Коновалова над деревней с высоты 800-900 м под действием турбулентных  явлений грозы вошел в пикирование. На высоте 25—300 м самолет несколько выровнялся с правым разворотом в 90-100 и отклонившись от деревни на 400-500 м вновь резко вошел в отвесное пикирование с углом 85-90 врезался в трясину болота с работающими моторами и сгорел.

     Самолет Коновалова № 5153911 с моторами № 7672, 7032, вооружением БС-ХЕ-771 и ШКАС № ВЛ-294 и № ВЛ-269, боеприпасами, оборудованием и приборами полнстью разбит и сгорел.

       Все члены экипажа погибли.

      Самолет Соболева № 5153910 с моторами № 7684, 7727, вооружением БС-СИ-500 и ШКАС № ВЛ- 378 и № ВЛ- 251, боеприпасами, обрудоанием и приборами полность разбит и сгорел.

      Все члены экипажа погибли.

 

Выводы:

 

Причиной происшествия послужило:

а).  Не оправдавшийся прогноз погоды, данный синоптиком  завода № 39 Красновой, в котором  не указывалось наличия мощных грозовых явлений по трассе.

б).  Неправильно принятое решение командиром  Коноваловым продолжать полет под мощной  грозовой облачностью, в результате чего самолет Соболева взорвался, а самолет Коновалова в турбулентных потоках вошел в отвесное пикирование.

 

 

                                            Данные о Коновалове П.М.:

 

    Коновалов Павел Михайлович, 1914 года рождения, Родился в пос. Общиренский Краснодасркого края.  Окончил  в 1938 году Батайскую школу пилотов. С 1 мая 1943 года командир авиаэскадрильи 104 авиаперегоночного полка,  ст. лейтенант. Член ВКПб с 1939 г, окончил в 1938 году Батайскую школу пилотов, на данном типе самолетов летал с 1942 г. – 145 часов. Жена Авгарова Нина Ивановна.

 

                                             Данные  о Соболеве К.Д.

 

 

     Соболев Константин Диевич, 1914 года рождения, родился на руднике Коминтерн Шахтинского района Ростовской области. Окончил в 1938 году Балашовскую школу пилотов ГВФ. С 1 мая 1943 года. Командир корабля  104 ВАП. Налет на ИЛ-4 с 21.03. 1943г. – 19 часов. Жена Лидия Михайловна Соболева.

 

      На других членов экипажа  происшествия 30.05.43 г. 104 ВАП сведений не имеется.

Основание:  ф.20136, Оп.2, д.5, стр.32-37.

     30 мая 1943 года во время катастрофы самолетов ИЛ-4 в районе деревни Петропавловка

 

Трупы погибших обнаружены отдельными частями между обломками самолетов, собраны и сложены в гроб, похоронены на кладбище д. Петропавловка Ирбейского района Красноярского края.

 

Основание:    ф.20136, Оп.2,д.5, с.97

КАТАСТРОФА БОМБАРДИРОВЩИКОВ ИЛ-4

         

       1936 году на вооружение ВВС РККА был принят бомбардировщик ДБ-3, которому суждено было стать этапным в истории отечественной авиации. Самолеты этого типа активно применялись в боевых действиях о Китае, в боях на реке Халкин-Гол в 1939 году, в советско-финском конфликте (1939-1940) и в Великую Отечественную войну, завершив свой боевой путь в 1945 году на Дальнем Востоке.

В1937-1941 гг. заводами №18,126и 39 было построено 3266 ДБ-3. В 1939 году казались летные испытания новой модификации - бомбардировщика ДБ-ЗФ. В том же 1939 году ДБ-ЗФ был прими на вооружение, его выпуск развернулся на заводах №23: 39 и 126.

После эвакуации московского завода № 39 в Иркутск производство Ил-4 было продолжено на берегах Ангары. При этом шло постоянное усовершенствование машины. Турельный пулемет ШКАС был заменен 12,7 мм пулеметом УБ; в состав экипажа был введен четвертый член - стрелок люковой установки. Самолет получил два подвесных топливных бака, что позволило увеличить запас топлива на 18%, а дальность полета - на 600 км.

Учитывая объем лесных угодий Иркутской области, была разработана альтерна­тивная конструкция планера Ил-4. в которой дефицитный дюраль широко заменялся деревом.
В 1942-1944 гг. заводом № 39 было построено 869 самолетов Ил-4, а всего с 1939 по 1945 г. в СССР выпущено 6119 самолета этого типа, оставшихся на вооружении до начала 50-х годов.

ХАРАКТЕРИСТИКА САМОЛЕТА ИЛ-4

(образца 1942 года)

Характеристики крыла, м                  21,44

Длина самолета, м                             14,76

Площадь крыла. м2                            66,70

Нормальней взлетная  масса, кг          9470

Максимальная взлетная масса         11570

Максимальная скорость, км/ч           406

 

 

Дальний бомбардировщик ИЛ-4

 

 

Вопрос: «Будете ли вы рассказывать об экспедиции своим одноклассникам, друзьям, родителям?»

Ответ: «Конечно! Обязательно! Я хочу, чтобы больше людей об этом знали!»

              « Да, я конечно буду рассказывать про эту  трассу. Это ж интересно, кто совершил первый таран, сколько самолетов летело».

              « Об этой экспедиции невозможно не рассказать! Это самая лучшая экспедиция в моей жизни!».

              « Да, я буду хвастовать всеми людьми, которые были здесь, всеми событиями, и самой кухней и деревней вместе!»

              « Обязательно, обо всем подробно!»

             

Вопрос: « Поедете ли в экспедицию на будущий год?»

Ответ:    « Да, тема эта заинтересовала меня, и я хочу, чтобы летчики были похоронены со всеми воинскими почестями как настоящие герои».

 

Вопрос: « Способствуют ли подобные экспедиции в глубинку края формированию вашей личности, воспитанию чувства патриотизма?»

Ответ: « Я считаю, что для меня это полезно, не знаю, в чем, но полезно».

              « Эта экспедиция способствует не только чувству патриотизма! Чувству настоящей дружбы, проверяемой в лесу, наедине с природой. Всем большое спасибо!»

              « Эта экспедиция воспитала чувство патриотизма, память к павшим, чувство ответственности».

              « Такие экспедиции, в основном, и воспитывают чувство патриотизма, крепость духа и т.д.»

             « Конечно, мы становимся в душе сильнее»…

             « Да, я на жизнь стала смотреть другими глазами».

             « Появилось хорошее отношение к погибшим, изменился характер».

             

 

Вопрос: « Полезной ли для вас оказалась экспедиция?»

Ответ:   « Да, разумеется! Я применил все навыки, приобретенные в школе, немногие знания, конечно, но эта экспедиция для меня очень полезна, я горжусь своей поездкой и горжусь своими новыми друзьями.»

               « Я получил огромную порцию информации на разные темы: военные, хозяйственные, исторические и про самолеты».

               « Конечно, полезной! Я узнала много нового, пообщалась с новыми для меня людьми. Узнала больше о трассе «АЛСИБ».

               « Да, потому, что мы узнали очень много: научились собирать вещи в рюкзак, научились отрываться.»

               « Да, я узнал много интересного. Я не знал, что это может быть так увлекательно.»

              

Сроки проведения: 2-9 июля 2007 года.

Место проведения: д. Петропавловка Ирбейского района  Красноярского края.

 

     В ходе экспедиции уточнена и детализирована информация об авиационных катастрофах самолетов у деревни Петропавловка Ирбейского района Красноярского края в мае 1943 года.

Данная информация была получена на основе:

- Поисковых, исследовательских операций на места  падения самолетов, где были обнаружены и частично идентифицированы обломки авиатехники;

- Опроса очевидцев катастрофы и их родственников;

- Работы в архивах и экспозициях Ирбейского районного краеведческого музея и архива школы деревни Петропавловка.

    На основе всего вышеизложенного можно придти к следующим выводам:

       30 мая 1943 года, во временном отрезке с 8 до12 часов дня, в районе деревни Петропавловка в грозовой фронт попала перегоночная эскадрилья дальних бомбардировщиков марки ИЛ-4, в количестве шести самолетов. Они летели на фронт с Иркутского авиационного завода. Два самолета, после попадания в них молний, потерпели катастрофу. Один упал в болото, второй упал и взорвался в поле. Эти две катастрофы  произошли практически одновременно.

      В ходе экспедиции удалось выяснить, что в 1943 году Комиссией штаба Сибирского военного округа  было проведено расследование катастрофы и ее анализ, в ходе которых был произведен сбор останков экипажа одного из двух разбившихся бомбардировщиков, установлены  данные на членов экипажей. Однако родственникам погибших  летчиков подробности катастрофы сообщены не были.

     Подробный анализ катастрофы с полным перечнем членов экипажей двух самолетов был получен из архива  Министерства обороны  РФ г. Подольска Московской области по просьбе исследователей из д. Петропавловка лишь в 1994-95 гг.

     Известно также, что в 1987 году  силами РОВД совместно с райкомом ВЛКСМ была произведена  безуспешная попытка  подъема бомбардировщика, упавшего в болото. Тогда же были найдены два парашюта,  и   несколько предметов, принадлежащих экипажу.

      Почти через двадцать лет, в 1994 году,  возобновились попытки увековечивания памяти погибших летчиков, перенос останков одного из экипажей, разбившегося в поле, с сельского кладбища на территорию мемориального комплекса д. Петропавловка. На  могильной плите указаны имена членов двух экипажей, что не соответствует действительности. Тогда же были получены подробные данные по катастрофе двух самолетов из архива  МО  РФ.

     В школе деревни Петропавловка  хранится не в очень хорошем состоянии альбом по теме разбившихся самолетов с некоторым количеством документов и фотографий. В том числе, и фотография  командира одного из бомбардировщиков К. Соболева, ( фото Коновалова и Кизенкова утрачены). Переписка с родственниками погибших в течение многих лет не поддерживается.

       Несмотря на большой объем проведенных в ходе экспедиции работ, остается много неясного.  Также  наметились перспективные направления дальнейших работ, которые необходимо провести в ближайшее время:

Со слов очевидцев катастрофы следует, что в самолете, упавшем в болото,  сохраняются  останки экипажа. Предположительно трех-четырех человек. После катастрофы местные жители находили лишь фрагменты тел.  Их необходимо поднять и идентифицировать, захоронить с воинскими почестями на территории мемориального комплекса  деревни Петропавловка.

На месте катастрофы самолетов установить памятные знаки с именами членов экипажей и бортовыми номерами самолетов. А это можно сделать только, подняв самолет лежащий в болоте.

Восстановить переписку с родственниками погибших членов экипажей.

 

      Все вышесказанное свидетельствует  о необходимости продолжения работы экспедиции «Эхо войны» в районе деревни Петропавловка  в следующем году.

 

 Примечания:

 

     На авиационном заводе № 39 г. Иркутска, эвакуированном из г. Москвы, в 1942-1944 году  производились самолеты марок ИЛ-4, ПЕ-2, ПЕ-3, ЕР-2, которые перегонялись на фронт летчиками вспомогательных авиаполков  дальнего действия.

      Всего за 1942-1944 г.г. авиазаводом  № 39 было произведено 869

    самолетов ИЛ-4.

ИТОГИ ПОИСКОВОЙ ЭКСПЕДИЦИИ «ЭХО ВОЙНЫ»

Подпись: Дальний бомбардировщик ИЛ-4

Домой